Воспитательная работа в ДОО
Неотъемлемой составляющей образования является воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Такое его понимание закреплено в Федеральном законе от 29.10.2012 № 273 – ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” и находит свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155.
Во ФГОС ДО утверждаются базовые ценности российского дошкольного образования, а именно:
- поддержка специфики и разнообразия детства
- сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека
- личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослого и детей
- уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса
- осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
- полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития
- индивидуализации дошкольного образования, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- партнерства с семьей
- приобщение детей к социокультурным нормам. Традициям семьи, общества и государства
- формирования познавательного интереса и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
- возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
- учета этнокультурной ситуации развития детей
В дошкольной педагогической системе выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание, а также на экологическое и правовое воспитание.
Умственное воспитание - это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, адаптации к окружающей среде, формирование познавательных процессов, умение применять усвоенные знания в деятельности.Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования (бытовая, игровая, продуктивная, трудовая деятельность детей, а также произведения духовной и материальной культуры).
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества, общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, нравственных чувств и отношений.
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Средствами эстетического воспитания являются: эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность.
Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Под воздействием физического воспитания происходит усвоение основ физической культуры и гармоничное развитие личности.Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в детском саду, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.
Трудовое воспитание - это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду как основной жизненной потребности через формирование привычки к труду. Задачи трудового воспитания - помочь ребенку в овладении трудовой деятельностью, развитие личности ребенка в труде.Средствами трудового воспитания являются: собственная трудовая деятельность ребёнка, ознакомление с трудом взрослых, а также художественные средства.
Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Цель экологического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать себя активным субъектом природы. Средствами экологического воспитания в ДОУ выступают наблюдения за явлениями природы, труд в природных уголках и др.
Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто их нарушает. К средствам правового воспитания в ДОУ относятся беседы, дидактические игры, встречи с работниками правовых служб и др.
Данные направления воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, имеют самостоятельное теоретико-методологическое значение и создают целостную систему воспитания. Направления воспитательной работы разнообразны по содержанию и форме, где основной выступает игровая деятельность.